Интерьер в «нужном свете»
Позаботиться о качестве и стиле отделки стен, расставить в комнатах уютную красивую мебель – далеко не все, что может сделать хозяин, чтобы дом состоялся в том его качестве, которое афористично подчеркнуто в известном выражении: «мой дом – моя крепость». Подобно тому, как свет рампы может высветить черты внутреннего мира артиста, освещение дома – может и окружить молчаливой заботой в минуты печали, и настырно вцепиться в глотку уставшему хозяину. Пожалуй, в последней ситуации не спасет ни любимый мягкий диван, ни некогда радовавшая глаз изысканная по фактуре и цвету декоративная штукатурка на стенах, ни роскошные натяжные потолки с мерцающими звездами… Почему так? Потому что освещение не дружит с интерьером, потому что свет, цвет и фактура конфликтуют.
Световой дизайн - отдельная, но не обособленная сфера в искусстве дизайна, ведь основные характеристики света – яркость, поток, сила, цвет и др. - сказываются на практике всегда в соотношении с другими элементами интерьера. О цвете освещения мы и поговорим.
Источники искусственного освещения – а эффект зависит не только от дизайна светильников, но и от ламп - излучают не только свет, но и цвет. Так, лампы накаливания дают белые и желтые лучи. Если благодаря им теплые цвета интерьера – желтый, оранжевый, красный – просто светлеют, то с холодными происходят интересные метаморфозы. Помимо того, что фиолетовые, синие, зеленые и голубые тона темнеют, в то время как темно-синий цвет вовсе превращается в черный, поверхности зеленого цвета – приобретают голубой оттенок, а голубого – наоборот, зеленеют. Таким образом, в интерьерах, освещаемых лампами накаливания, ухудшается цветопередача холодных цветов. Схожи по светоцветовому эффекту галогенные лампы.
Обратное действие у ламп дневного света с белыми и синеватыми лучами, которые «охлаждают» в визуальном восприятии теплые цвета и усиливают эффект холодных: оттенки синего и зеленого становятся ярче, а желтые, красные и оранжевые – блекнут. И не важно, речь идет о свете в квартире или об освещении в коттедже: везде действуют одни и те же законы. Например, в кухнях и столовых не рекомендуется использовать синие цвета в оформлении, а тем более подсвечивать синие стены лампами дневного света в синих плафонах: даже самые вкусные яства не будут выглядеть в таком свете аппетитно. Заметим, что холодный синеватый свет не внесет гармонию и в интерьер спальни, поскольку проакцентирует внимание скорее на мелких недостатках кожи, но никак не поспособствует усилению романтических нот в обстановке, для создания которой лучше использовать или красноватые лампочки или абажуры теплых цветов – абрикосового, красного, оранжевого.
Учитывая особенность белого света подчеркивать фактуру поверхностей, стоит взять один интересный прием для каминных залов. Сложенный из камня или кирпича «домашний очаг» можно высветить встроенными в потолок лампочками с белыми лучами. Это и функционально - по той причине, что лампочки в потолке создают необходимое для комнаты, которая вполне может выступить в значении гостиной, общее освещение, и эстетично - за счет скользящих по поверхности камина с красивой текстурой лучей. Этот прием актуален и в комнатах, стены которых отделаны интересной по фактуре декоративной штукатуркой.
Особые выразительные возможности открывает использование в дизайне интерьера цветного освещения. Эффекты цветного света, как известно, широко используются мастерами театральной режиссуры. И неспроста: свет действительно может «вылепить» из одного и того же пространства-материала различные вариации пространства-атмосферы. Так, стены и потолки ахроматических цветов - белого и серого - могут быть окрашены цветным освещением в любой другой, причем «вынесут» этот цвет адекватно. Таким образом, белая комната может словно по мановению волшебной палочки превратиться в лиловую или голубую: все зависит от цвета освещения.
Цветные поверхности, соответственно, ведут себя иначе. Например, синий свет сделает насыщеннее синий цвет поверхностей, тогда как в желтом свете последние приобретут зеленый оттенок. Красный цвет стен при зеленом освещении и вовсе преобразится до неузнаваемости – станет почти черным или темно-серым. Как видим, закономерности действуют примерно такие же, как и при смешивании красок. Поэтому дизайнер и выступает в роли художника, когда работает над интерьером помещения, окунаясь в поиски самого лучшего варианта соответствия цвета, светы, формы, фактуры, наконец, стиля – а стиль, подчеркнем, появляется там и тогда, где и когда все элементы целого ладят друг другом. Думается, освещение, свет, в силу своей природной вариативности, открывает большие перспективы в создании по-настоящему стильного дизайна интерьера.
И в заключение напомним: если лампы, люстры, торшеры и бра подбираются после того, как интерьер уже сложился, то самый верный способ «отрепетировать» освещение – устроить эксперимент и в ходе опыта «подсмотреть» за изменениями, происходящими в комнате при искусственном освещении различного типа, иными словами - «примерить» свет к интерьеру. Да, и самое простое: не торопитесь устанавливать в своем доме лампы, свет которых вызывает неприятные ощущения для глаз. Как бы чудесно они не смотрелись в интерьере, вы ведь не пойдете против единственно верной точки своего собственного зрения?